«Сергею Карловичу Янсону - 90 лет»

25 августа исполнилось 90 лет талантливому живописцу, портретисту, педагогу Янсону Сергею Карловичу (1926–2002). Национальный музей готовит его большую юбилейную выставку, которая откроется в декабре текущего года. Уже отобраны 180 работ, которые бережно хранит за все эти годы в мастерской Зинаида Васильевна Янсон, вдова художника.

Янсон Сергей Карлович родился в 1926 г. в Казахской ССР. Учился в Республиканском художественном училище в г. Ташкенте (1945-1950гг.), затем в Московском художественно – графическом училище (1948 – 1950 гг.). Жизнь и творчество этого талантливого живописца с 1950 года тесно связаны с Горным Алтаем. 20 лет С. К. Янсон работал преподавателем рисования в Горно-Алтайском педагогическом училище. Как писал известный искусствовед Владимир Иванович Эдоков: «Период этот составляет особую главу его биографии не только потому, что он много добился на педагогическом поприще, стал отличником народного просвещения, но и потому еще, что это двадцатилетие сформировало его как живописца, а главное – окончательно определило и утвердило тему его творчества. Этой темой стал Горный Алтай. Сергей Карлович хорошо изучил область много раз рисовал чабанов на высокогорных стоянках Кош-Агачского, Улаганского и Усть-Канского районов, был на вершинах Кара-Тюрека и берегах Телецкого озера, писал с натуры легендарную Белуху, с истока до устья знает красавицу Катунь, вобшем, проехал и прошагал Горный Алтай из края в край и изучил основательно. Все это определило художническую его индивидуальность и интерес прежде всего к таким жанрам живописи, как портрет, пейзаж и натюрморт».

С 1971 по 1988 год С. К. Янсон возглавлял Горно - Алтайскую художественную школу. В числе талантливых учеников его были Владимир Штанаков, Юрий Поздеев, Сергей Дыков, Елена Корчуганова, Амыр Укачин, которые впоследствии стали членами Союза художников Республики Алтай. Сергей Карлович был большим другом музея, ни одна художественная выставка или выставка, посвященная жизни и творчеству поэтов, писателей не проходила без его деятельного участия. Как истинный педагог он умел красиво говорить и выступления его всегда были интересны для слушателей. В выставочных залах музея в 1996 году с успехом прошла юбилейная выставка Сергея Карловича, посвященная 70 – летию со дня рождения, а в 2003 – уже посмертная…В фондах Национального музея сегодня хранятся около 50 его работ разного жанра и времени: 50-х и 90-х годов прошлого столетия. В постоянной экспозиции демонстрируется удивительно красивая декоративная композиция "Труд поколений", 1976 г., где художник воспевает труд ковровщиц трёх поколений.

С. К. Янсон – Заслуженный работник культуры РСФСР с 1979 года. Отличник народного образования России. С 1982 года – член Союза художников России. Сергей Карлович–участник городских, областных, зональных республиканских, региональных и всесоюзных выставок:

1955 –1985 – областные выставки

1960 –1980 – краевые выставки

1972 – персональная выставка. Горно-Алтайск

1976 – персональная выставка. Горно-Алтайск

1978 – персональная выставка. Бийск

1977 – республиканская выставка «60 лет Великого Октября», Москва

1978 – республиканская выставка «60 лет Великого Октября». Барнаул

1978 – республиканская выставка «Художники России – селу». Краснодар

1980 – V региональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул

1982 – республиканская выставка «В горах голубого Алтая». Горно-Алтайск

1983 – республиканская выставка «Нивы Алтая», Барнаул. Москва

1985 – республиканская выставка «В горах голубого Алтая» Государственный музей искусств народов Востока. Москва

1986 –VI региональная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово

1989 – республиканская выставка «Художники автономных республик, областей и национальных округов РСФСР, Москва

1991 – региональная выставка «СибирьVII». Красноярск

1996 – юбилейная выставка, посвященная 70- летию. Горно-Алтайск

Как отмечал В. И. Эдоков, следивший за художественным развитием С. К. Янсона: « По опыту знаю, что нередко сам художник может рассказать или написать о себе и своем творчестве ярче и намного убедительнее любого искусствоведа– примером этому служит очерк Сергея Карловича « О том, что было», который я и рекомендую читателям». А мы в свою очередь рекомендуем вниманию наших читателей статьи современников С. К. Янсона: искусствоведа В. И. Эдокова, художника И. И. Ортонулова, писателя В. И. Чичинова о личности мастера, серьезно относящегося к творчеству, к изобразительным средствам – рисунку, композиции, сочетаниям красок и их накладыванию на холст…

Р. М. Еркинова, кандидат искусствоведения.

 

О ТОМ, ЧТО БЫЛО

Родился я в урочище Каран-Куль Бостандыкского района Казахской ССР 25 августа 1926 года.

Отец, по национальности латыш, был мастером-краснодеревщиком, по совместительству пчеловодом и охотником.

Мать – русская, домохозяйка, умела неплохо рисовать. Большую роль в моей судьбе сыграла бабушка по матери, заслуженная учительница Узбекской ССР. Она знала три языка, до революции работала гувернанткой, а после ее свершения, учительствовала в трудовых и начальных школах.

Когда мне исполнилось семь лет, семья переехала в Ташкент. Там я стал посещать детскую студию Дома пионеров, где рисованию и живописи нас учил Борис Владимирович Пестинский, выпускник Ленинградской академии художеств. Он часто вывозил нас за город писать этюды. Он носил клетчатые брюки, узбекскую тюбетейку и, как многие из нас, понимал местный язык и обычаи. Из других преподавателей студии помню только Ковалевскую, известную узбекскую художницу, которая водила нас, в основном, в музей искусств.

Детские впечатления остались на всю жизнь. Дом пионеров размещался в роскошном по архитектуре дворце, построенном великим князем Константином, сосланным в Ташкент своим братом-царем. В многочисленных его комнатах размещались самые разные кружки и студии. После революции в одной из комнат дворца была обнаружена «замурованная» картина итальянского художника XVII века Беллоли «Купальщица», ее затем передали в Музей изобразительных искусств. Это запомнилось.

Но времена менялись. В 1937 году был репрессирован отец, а в 1941 – началась война. На следующий год я поступил в военно-морскую школу, эвакуированную из Одессы в Фергану. Там сразу же стал штатным художником, выпускал боевые листки. Скоро, по болезни, был отчислен из школы.

В Ташкенте я закончил три курса республиканского художественного училища им. Бенькова, учился на живописном и театрально-декорационном отделениях. Потом переехал к сестре в Москву и поступил в художественно-графическое педагогическое училище, которое закончил в 1950 году. Из преподавателей особенно запомнился Вьюев П. И.

После окончания училища был направлен в Барнаул на преподавательскую работу. Но вакансии не оказалось, – и меня послали в Горный Алтай. Я сопротивлялся новому направлению, но, когда познакомился с областью, уже не захотел отсюда уезжать.

Искусство здесь тогда почти не развивалось. Гуркин и Чевалков были умышленно забыты, а те художники, которые здесь жили, работали сами по себе.

Большое впечатление тогда на меня произвел Николай Иванов. Фигура могучая, «шаляпинская», да и манеры – подстать. Выразительно читал стихи, умно философствовал и очень красиво писал этюды маслом. Для заработка писал портреты вождей по трафарету. Иногда за ночь выдавал многометровый «шедевр». К нему часто заходил Николай Васильевич Шагаев. Тогда он был в самом расцвете творческих сил. Да и сейчас, в 79 лет, он также страстно и увлеченно пишет свои полотна. Шагаев к заказным работам Иванова относился скептически, иронизировал, что цвет в портрете – «сырой», а вот галстук у вождя написан неплохо.

Однажды они вместе писали портрет жены Иванова –красавицы Анастасии Филипповны, преподавательницы пединститута. При обсуждении Шагаев забраковал написанную Ивановым фигуру жены, а голову одобрил. С этим портретом Иванов поехал в Москву в художественный институт имени В. И. Сурикова. И поступил.

В те же годы, после окончания художественного училища, в Горно-Алтайск вернулся Мирослав Чевалков. Он нам понравился как хороший рисовальщик.

Затем, после службы в армии, вернулся Володя Запрудаев. Тогда мы – М. Чевалков, А. Таныш, А. Десяткин (художник ткацкой фабрики), В. Запрудаев и я устраивали вечерние занятия рисунком. О натурщиках беспокоиться не приходилось, я преподавал в педучилище, и ученики мне позировали с удовольствием.

Иногда к нам на занятия заходил и Семен Ипатьевич Чернов, уже хорошо владевший техникой масляной живописи. Позднее он закончил институт.

Художники, которые работали в оформительской мастерской при Доме культуры: Чевалков Петр Степанович, Водянников Александр Данилович – были людьми талантливыми, но им пришлось не творчеством заниматься всю жизнь, а «оформиловкой».

Для сплочения художников области и воспитания молодого поколения многое сделал Алексей Алексеевич Луппов, – руководитель художественной студии при Доме культуры. Все свое время и энергию он отдавал преподавательской работе, в которой у него были свои методы и приёмы. Например, он с утра рассаживал своих учеников в разных местах города для написания этюдов, а потом самым добросовестнейшим образом проверял все «посты» (по его выражению).

Я жил тогда в домике на берегу Маймы, который приспособил для занятий живописью, то есть попросил своих учеников выпилить в сторону реки окно во всю стену. В этой импровизированной мастерской хорошо работалось, а главное – не было забот с натурщиками: их было сколько угодно.

Потом наше общество как-то распалось: Иванов и Чернов уехали на учебу. Шагаев переехал в Новосибирск, Чевалков Мирослав замкнулся на газетной редакторской работе, отошел от живописи.

Очень многое я почерпнул для себя во время летних поездок в Москву, Ленинград, Киев, другие города, в которых посещал прежде всего музеи. Третьяковку знал как собственный дом, в свои любимые залы каждый раз заходил, как к друзьям. Посещал коллективные и персональные выставки, которые проходили в том или ином городе в это время.

Таким образом, я «заряжался», а осенью, возвратившись в свою «каморку» на берегу Маймы, пытался творить сам. Творческая работа не мешала педагогической: в училище я проработал 20 лет, получил восемнадцать благодарностей и знак «Отличник народного просвещения». После педучилища несколько лет работал директором городской художественной школы.

С начала 50-х годов участвовал на всех городских и областных выставках. Художественная жизнь постепенно налаживалась, и мы стали уже показывать свои работы за пределами края. Впервые я участвовал на Республиканской выставке в 1977 году – она называлась «60 лет Великого октября». Выставка проходила сначала в Москве, а потом пошла по городам России, в том числе и в Барнауле. За участие в ней я был награжден памятной медалью.

После того как наших ребят стали принимать в члены Союза художников, а первыми были – И. Ортонулов, В. Эдоков, А. Гурьянов и В. Запрудаев, - у всех нас родилась мечта о собственной творческой организации. Конечно, эту мечту можно было превратить в действительность только творческими делами. Мы жили тогда дружно, ходили друг к другу в гости, вместе устраивали выставки, обсуждали их и таким образом росли профессионально.

Большим событием в моей жизни стало вступление в члены Союза художников СССР. Случилось это в 1982 году. Тогда были приняты сразу пять наших художников, и общее количество членов Союза стало соответствовать норме. Союз художников Горно-Алтайской автономной области был открыт. Многое для этого сделали – Ортонулов И., Эдоков В. и Чукуев В., который после окончания Ленинградской Академии художников сразу же активно включился в организацию художественной жизни. Он стал первым председателем нашего Союза.

Что я понял после вступления в члены Союза художников?

Главный смысл творчества – не в званиях и почестях, и даже не в том, что люди о тебе думают (художественном смысле), а в том, что ты сам о себе думаешь и каким себя видишь в искусстве. Удалась ли, не удалась та или иная вещь (картина, этюд, эскиз), главное в том, как ты работаешь, как пишешь. Доволен или не доволен сделанным. Я никогда не бываю доволен сделанным, а если и бывает удовлетворение, то на какое-то время. Главное в творчестве, - сам процесс работы. Закончил какую-нибудь вещь (картину или этюд), и что-то сразу уходит от тебя, надо срочно начинать новое. Иначе – пропал! Сергей Есенин в таких случаях говорил, что ему «плакать хочется».

Некоторые художники считают, что надо сначала приобрести машину, мебель, - словом, создать приличные условия жизни – и лишь тогда по-настоящему приступить к работе. Случается, так, что на приобретение этих благ уходит вся жизнь, а на искусство не хватит времени.

Каковы мои планы? Говорить о них, в моем возрасте, вроде бы, неудобно. Хочу, например, в 1991 году сделать персональную выставку, показать на ней все сохранившиеся работы: посмотреть на себя со стороны. Володя Запрудаев в таких случаях шутил: «Увидеть себя в искусстве, а не искусство в себе». Дело в том, что многих своих работ, я сам не знаю, не могу разобраться в них. Часто те работы, которые я сделал для себя – пастелью, углем или карандашом, - выглядят лучше и интереснее тех, которые создавались специально для выставки или по заказу. Бывает и так, что работы, выполненные 20 или 30 лет тому назад, выглядят свежее последних.

В своем творчестве вижу следующие этапы. Например, лучшими считаю работы, созданные между 70 и 80-ми годами. Эти эскизы и многие завершенные картины эпического плана: «Вечер на стоянке», «Мы здесь живем» (несколько вариантов), «По речке Чаганке», «Лето в Кош-Агаче», «После дождя», «Горное озеро», «Ковровщицы», варианты «Белухи».

Работы последних трех-четырех лет, в основном, сделаны на заказ, а это значит, – я должен был соблюдать определенные условия. Поэтому отличаются подчеркнутой красивостью, и в профессиональном плане они исполнены даже лучше, чем прежние работы.

В планах на будущее я себя не ограничиваю. Пока работаю над одним холстом, уже думаю над другим и над третьим, замыслы возникают подсознательно, – только успевай воплощать их на полотнах. Работ немного – всего пять-шесть, но они варьируются, разрабатываются в разных планах и, таким образом, приходят через все творчество.

Сейчас новая для меня тема связана с Николаем Рерихом, его пребыванием в Горном Алтае. Она вызвана необходимостью оформления музея физической географии, который создается в местном пединституте. Сюжеты такие: «Рерих-художник», «Рерих-путешественник», «Рерих в Кулу» (Индия). Также работаю над картинами: «Беловодье», «Академик Крылов в горах Алтая» и другими подобными темами.

Конечно, все планы я стараюсь увязать с деятельностью нашего Союза художников.

С. Янсон

 

ПОРА СВЕРШЕНИЙ

Рассказ о жизни и творчестве художника Сергея Карловича Янсона доставляет мне особое удовольствие и потому, что мы знакомы с ним более 30 лет, и в силу того еще, что его творческая биография является наглядной иллюстрацией развития изобразительного искусства Горного Алтая в последние десятилетия. Она началась в середине пятидесятых годов, в период, когда после жестоких потерь военного лихолетья в области стала возрождаться творческая жизнь. Сергей Карлович сразу же стал одним из активнейших деятелей и организаторов этого возрождения.

Воля, упорство, самозабвенная любовь к живописи и искреннее убеждение в том, что только при помощи искусства он с наибольшей полнотой сможет выразить свое отношение к жизни, внести свой вклад в общенародное дело – вот главные черты, характеризующие его человеческую личность. И они, естественно, нашли отражение в его творчестве. Но расскажем обо всем по порядку.

Сергей Янсон родился в 1926 году в Казахстане. После окончания Московского художественно – графического училища приехал в Горный Алтай и стал работать преподавателем рисования в педагогическом училище. И в этом учебном заведении он трудился до 1970 года, то есть ровно 20 лет. Период этот составляет особую главу его биографии не только потому, что он многого добился на педагогическом поприще, стал отличником народного просвещения, но и потому ещё, что это двадцатилетие сформировало его как живописца, а главное – окончательно определило и утвердило тему его творчества. Этой темой стал Горный Алтай.

Сергей Карлович хорошо изучил область, много раз рисовал чабанов на высокогорных стоянках Кош-Агачского, Улаганского и Усть-Канского районов, был на вершинах Кара-Тюрека и берегах Телецкого озера, писал с натуры легендарную Белуху, с истока до устья знает красавицу Катунь, в общем, проехал и прошагал Горный Алтай из края в край и изучал основательно. Все это определило художническую его индивидуальность и интерес прежде всего к таким жанрам живописи, как портрет, пейзаж и натюрморт.

Сейчас, пожалуй, трудно определить, какой из этих жанров для Янсона главный, потому что в разные периоды творчества он отдавал предпочтение то портрету, то натюрморту и лишь в последние годы, все отчетливей и убедительнее выявляется его склонность к пейзажу. Поэтому и нашем рассказе мы остановимся именно на этом жанре, хотя и в портрете, и в натюрморте у него есть определенные достижения и даже творческие удачи, отмеченные на многих выставках.

Основой пейзажного искусства Янсона является этюд с натуры. Он пишет их круглый год – зимой и летом, осенью и весной, пишет в городе и деревне, в далеких поездках и воскресных вылазках в окрестности Горно-Алтайска. Им написаны сотни этюдов во многих уголках области. И не напрасно. Именно и них формировались творческие пристрастия художника, складывался круг его излюбленных мотивов. Одновременно накапливалось и профессиональное мастерство. В материале и технике –составе красок, способе их наложения – искал он средства, позволяющие выразить одухотворенность образа, придать произведению нужное эмоциональное звучание.

Может быть, именно в пейзажных этюдах наиболее отчетливо видно мастерство живописца. Глядя на них, начинаешь понимать, что Янсон умеет увидеть в природе своеобразный мотив и найти для его воплощения необходимые изобразительные средства, заставить нас прочувствовать то, что чувствовал он сам, создавая этюд.
Это не раз доказано Янсоном на выставках самого различного ранга… Не стану перечислять эти работы, их место, и каждый, кто хоть немного знает и любит природу нашего края, даже не будучи знатком живописи, найдет в них для себя знакомый, а может быть близкий и даже родной мотив. Это легко можно испытать, посетив персональную выставку пейзажиста, которая откороется в конце текущего года в Горно-Алтайске.

Важно другое. Как всякий настоящий, ищущий художник, который не удовлетворяетяся достигнутым, Янсон всегда стремился к созданию больших пейзажных полотен, справедливо рассматривая свои этюды как подсобный материал, как творческое сырье для будущих картин. Первые попытки такого рода относятся к началу шестидесятых годов, когда областных выставках появились картины «Лыжница», несколько вариантов композиции «Метеостанция в горах» и другое. Однако картинами эти работы можно было назвать лишь относительно, так как они смотрелись просто увеличенными этюдами.

Художник и сам понимал недостатки своих первых опытов и упорно старлся преодолеть их, стремился обрести органичность контакта с природой, способность обобщать отдельные мотивы и создавать многоплановый по своей структуре пейзажный образ. Одним из мотивов, надолго привлекших внимание пейзажиста, стала картина, посвященная высочайшей вершине Алтая – Белухе.

Картина эта своеобразная, впечатляющая, и все же при всех ее профессиональных достоинствах видно, что эпические мотивы менее удаются Янсону. Со временем стало ясно, что по складу своего характера, живописного темперамента и мировосприятия он пейзажист лирического плана. Об этом свидетельствуют тонкие по настроению городские пейзажи и особенно те картины, которые написаны по результатам поездок в Кош-Агачский район – это «Пейзаж в Кызыл-Мааны», «Этюд горного озера», «Перед грозой», «Чабан» и другие.

Все эти работы относятся уже к середине семидесядых годов. К тому времени уже многое изменилось в жизни художника. Он становится заметной фигурой в пейзажной живописи Алтайского края и его работы уже появляются не только на облатсных и краевых выставках, но и на зональных сибирских и даже республиканских.

Первым по-настоящему серьезным творческим отчетом перед массвым зрителем стала персональная выставка, посвященная 50-летию Янсона. Она состаялась в 1976 году.

На ней было представлено более 100 лучших картин и этюдов, которые в совокупности показали, что в лице Янсона алтайская пейзажная живопись обрела серьезного мастера со своим индивидуальным воспиятием природы и ее живописным воплощением. Все это в конце концов привело к тому, что в 1982 году за достигнутые творческие успехи Сергей Карлович Янсон стал членом Союза советских художников. Добавим, что незадолго до этого события Сергею Карловичу было присвоено почетное звание «Заслуженного работника культуры РСФСР». Это достойная оценка его многолетней педагогической и творческой деятельности.

Новые произведения Янсона, которые он показывал на последних выставках, и те, которые еще не выходили из стен его мастерской, свидетельствуют о том, что он всупил в тот период, когда, уже обладая знанием жизни и профессинальным опытом, художник вступает в пору свершений.

В. Эдоков, кандидат искусствоведения.

 

Творческий путь художника-живописца Сергея Янсона тесно связан с историей изобразительного искусства Горного Алтая.

Очередная выставка его произведений – яркое тому подтверждение.

Искусство – это диалог: диалог художника с окружающим миром и зрителя с миром, предстающим перед ним в произведениях художника. Мир, открывающийся в произведениях Сергея Янсона, стоит того, чтобы познакомиться с этим миром поближе. В нем многогранном, красочном, чуточку пестром, есть свои радости и тревоги. Если мысленно сопоставить все, что создано художником более чем за три десятилетия творческой деятельности, то произведения разных периодов, разных жанров могу показаться довольно далекими по тематике, построению, манере исполнения. Но, собранные вместе, они рождают ясную мелодию, с отчетливо звучащей авторской интонацией. Его художественный язык достаточно гибок и восприимчив для того, чтобы одинаково органично звучать и пейзаже, и в глубоко подуманной тематической картине, и в камерном, согретом теплом человеческого чувства портрете, и в натюрморте.

Сергей Янсон по своей натуре – прирожденный исследователь, склонный к поиску и эксперименту. Живопись для него – нечто большее, чем способ самовыражения и самоутверждения. Художник напряженно и плодотворно работает. Для него отпадает не только необходимость, но и возможность делить время на рабочее и не рабочее.

Каждый художник, проживший большую творческую жизнь, непременно эволюционировал, и каждый новый этап давал свою манеру. Со времени создания своих первых работ: «Дружинники» (1957), «Письмо солдата» (1958), «На побывке дома. В аиле» (1969), в которых художник не стремился к раскрытию глубины и сложности характера, анализу психологического состояния изображаемых, наполнен значительный опыт работы над картиной – в отборе главного и второстепенного, в систематизации впечатлений. Композиция становится более уравновешенной, некоторая графичность ранних работ уступает место живописному началу, цвет обретает большую свободу, яркость.

С. Янсон всегда пишет то, что созвучно его внутреннему миру. С годами зреет определенное отношение к пережитому, совершенствуется мастерство. У художника – огромное количество этюдного материала. Этюды выполнены в разные годы, в разных уголках Горного Алтая, некоторые имеют самостоятельность завершенной работы. Многие этюды выполнены в технике пастели: они светлые, воздушные, с мажорными цветовыми сочетаниями. Сразу «в работу» этюды не включаются художником, не используются. Они аккуратно сложены, запрятаны. Остается лишь впечатление, а оно всегда сильнее, чем сам этюд. Это впечатление потом, через год или два, сначала появляется в видимом образе, потом в наброске, потом в эскизе к картине.

Потребность вновь и вновь обращается к определенному мотиву, сюжету является характерной чертой творчества Сергея Янсона. По существу, почти каждая тема разрабатывается им на протяжении нескольких лет. Он словно проверяет найденный образ на прочность, обращаясь то к холодной сознательной стилизации, то к темпераментной живописи.

Пейзаж, являясь определяющим жанром живописи С. Янсона, органично сопутствует и тематической картине, и портрету, наделяя их особой раздумчивостью. Часть пейзажей этюдного характера живописец создал непосредственно на пленэре, в других попытался обобщить, систематизировать свои впечатления. В пейзажах С. Янсона часто встречаются элементы жанра. Люди, населяющие их, находятся в удивительном согласии с окружающим миром. Художник прекрасно понимает жизнь природы, порой скрытую взора запечатлевает все оттенки определенного времени года.

В последнее время с большим увлечением работает живописец над серией пейзажей «Времена года на Алтае», в которых присутствует торжественная величавость, тяготение к панорамности. С большой тонкостью передает художник красоту истинно алтайских мест, исконную связь живых существ с природой. Плотный мазок и свежесть цветовых сочетаний помогает живописцу неожиданно свежо передать нюансы различных состояний природы.

Параллельно с работой над серией пейзажей «Времена года на Алтае» художник разрабатывает тему, связанную с пребыванием известных ученых, исследователей, путешественников на Алтае: «Академик Крылов в горах Алтая», «Н. К.Рерих – путешественник», «Н. К. Рерих в «Кулу».

Пейзаж органично связан и с портретным творчеством Сергея Янсона. Обладая тонким художественным чутьем, живописец выбирает для каждого портрета активизирующий фон-среду, который способствует всестороннему раскрытию индивидуальности. Он одинаково увлеченно пишет портреты людей, разных по характеру. Говорят, что каждый портрет в какой-то мере является автопортретом мастера, его создавшего. Это значит, что в процессе работы над портретом живописец вкладывает в него часть своей души, своей психологии, своего характера.

К числу особо ярких работ, в которых раскрылись психологические грани живописного дара С. Янсона, относятся портреты династии чабанов Бидиновых. Душевную ясность, мудрость и доброту человека, проживающего долгую, трудную жизнь, умеющего возвысить самую простую и трудную работу, сделать ее значительной, запечатлел художник в портрете старшей Бидиновой. Большое достоинство портрета в безыскусной композиции, звучном колорите и свободной манере письма. На выставке портрет представлен под названием «Мудрость».

В ином эмоциональном и живописном ключе решен портрет. Светланы Бидиновой («Счастье»). Пейзаж является весьма важным смысловым компонентом в портрете: беспредельное раздолье, безоблачное небо, необыкновенно красивые цветы и бабочки, – все это создает ощущение счастья. Эмоциональная приподнятость образа усилена динамической корпусной кладкой живописно-красочного слоя, создающий живую, мерцающую фактуру.

С большой любовью пишет художник портреты детей. В картине «Девочка рисует» он увлечен передачей светлого детского мира, язык его живописи мягок, как сама модель. Композиция проста, непосредственна, динамична, как проста и непосредственна сама девочка.

Достаточно часто обращается художник к жанру натюрморта. Его натюрморты – это самостоятельные, пластически цельные произведения с богатым миром чувств. Невольно вспоминается замечательный натюрморт «Рыбы», занимающий особое место в творчестве художника. Работа выполнена широко, раскованно, фактурно, плотными, мелкими (мозаичными) мазками с применением мастихина. Поражает колористическое богатство серебристо- серых, голубых, золотисто-охристых тонов.
Колорит работ Сергея Янсона – то приглушенный, то с контрастными вспышками пятен, - является выразителем эмоционально-образного содержания картин. В любом произведении художник демонстрирует свою манеру письма, утверждает свой взгляд на бытие и человека.

Каждая новая выставка открывает своеобразный характер живописного дарования художника.

Специфичная для молодых, «поисковость» теперь, безусловно, снята, претворена в глубокий лиризм показанных на выставке работ. Сложная живопись его работ, единственно способная донести неоднозначность связей личности и среды, раскрыть в напряженной пластической форме непростую жизнь человеческого духа, дает возможность зрителю долго рассматривать композицию, горячо обсуждать полотна, и, главное, войти в «сотворчество» с художником.

Сегодня Сергей Янсон – один из известных алтайских художников, заслуженный работник культуры РСФСР, более тридцати лет отдавший педагогической деятельности. У него много учеников, имеющих высшее и среднее художественное образование.

Немало достигнуто в жизни и творчестве. В мастерской художника тесно от работ, – завершенных, близких к завершению, только начатых. Для С. Янсона искусство – не только профессия, а единственно возможный образ жизни.

Многие из произведений С. Янсона выдержали испытание временем и вошли в сокровищницу алтайского изобразительного искусства.

И. Ортонулов, заслуженный художник РСФСР.

 

ПОЭЗИЯ ЦВЕТА

Сложный и поучительный путь прошел художник в своём становлении. Он окончил два художественных заведения и после этого в порыве недовольства собой вдруг решил, что ничему не научился за годы учебы… И стал неутомимо ездить в Москву с одной целью – учиться у мастеров. В течение десятилетий посещал он столичные музеи и выставки изобразительного искусства. Особенно часто он простаивал около полотен Сурикова, Врубеля, Левитана, Куинджи, Айвазовского. Специально ездил в Киев, чтобы увидеть выставку замечательного американского художника Рокуэла Кента. Не раз был в Ленинграде, чтобы посетить Русский музей и Эрмитаж.

А сколько было прочитано и проштудировано с карандашом в руках искусствоведческой литературы. Все это освежило взгляд молодого художника и положительно сказалось на его творческих исканиях. Уже в 60-е годы он совершает качественный переход от натуры на кропотливую эскизную работу. Основой ее становится творческий поиск, пересоздание натуры во имя идеала. А идеалом осталась и остается сама жизнь. Отсюда и характерная особенность: множество вариантов одной темы: «Кош-Агачские ковровщицы», «Озера Горного Алтая», «Артисты», «Чабаны», «Мы здесь живем», где всякая вариация не похожа на другую.

Картины Янсона лишь на первый взгляд – непосредственное отображение видимого мира. При внимательном рассмотрении становится ясно: изображение как таковое не цель художника, а, прошу заметить, средство выражения внутреннего, духовного содержания произведения.

В зависимости от замысла меняется, разнообразится манера письма. Иногда он пишет дробным «импрессионистическим» мазком, в другом случае работает крупными декоративными планами. Иногда изображаемое погружается в светлую серо голубую дымку, иногда – коричневый колорит. Порой художник разрабатывает форму изображаемого скрупулезно, детально, иногда гротескно и почти условно. Беря от других все ценное и полезное, С. Янсон никогда никому не подражал, разве что в годы ученичества в работах Сергея Карловича можно уловить связь с некоторыми художественными школами. Но без таких «опор» не бывает настоящего художника.

На выставке было представлено 120 работ из 250 подготовленных. Рассматривая эту некоторым образом итоговую выставку, можно сделать вывод, что Янсон как живописец тяготеет к трем основным жанрам изобразительного искусства – пейзажу, портрету, натюрморту. Однако предпочтение отдает все-таки пейзажу. Оно и понятно – почему. Жанр этот диктует сам Горный Алтай, его чистый воздух, яркие краски, шум рек и ручьев, гул водопадов и высота гор.

Прибавьте к этому то немаловажное обстоятельство, что детство будущего художника прошло среди похожей горной природы. Он родился в Казахстане, в урочище Каран-Куль 25 августа 1926 года, а рос в Ташкенте, мужал некоторое время в Фергане, учился в Москве. Словом, Горный Алтай стал знакомым незнакомцем.

Художник много ездит по районам, наблюдает за людьми, изучает быт и культуру местного населения.

На вернисаже было представлено несколько этюдов крупного формата, написанных в шестидесятых годах. В технике мастихина, ставшей «инструментом» художника на долгие годы: «Вид на третье Мультинское озеро», «Старый кедр», «Лес и горы».

Особого разговора заслуживают виды царицы гор – Белухи и ее окрестностей. Особенно хороша картина «Тайна гор», где Белуха изображена в интересном ракурсе – со стороны вершины Кара-Тюрек. Чувствуется, что художник долго и упорно работал, создавая этот шедевр. Он выбрал пейзаж, в котором много первозданности – скал, крутизны и камней.

Иные художники ищут места с щедрой растительностью, они любят внешний эффект, но не таков Янсон. Он то и дело упорно возвращается в суровые места безлесного, но просторного и воздушного Кош-Агача. Тут и рождены, пожалуй, его лучшие пейзажи и портреты. Кош-Агачские полотна художника – это целый мир степей, людей, юрт, овец, верблюдов, яков. Мир этот поистине прекрасен, особенно когда в нем присутствуют женщины и дети. Это не просто пейзажи, а очеловеченные пейзажи. Их на выставке большинство. Довольно интересен у художника этюд с интригующим названием «Портрет юрты». Зритель видит, как юрта – это красивое своеобразное жилище – органично вписывается в пейзаж. Но это уже было у других художников. А янсоновское тут, вглядитесь только – удивительно удачно найденный колорит, этот вот желто-золотистый и серо-серебристый цвет кошмы, эта голая, но такая притягательная земля вокруг юрты, эти серо-синие камни, черный казан казахов, эти люди, овцы и лошади. И все это не порознь, а в гармонии, в единстве противоположностей, где противоположности не противоположны, а дополнительны. На такое «сотворение мира», как мира национального, способен только большой талант.

Особый интерес, на мой взгляд, на выставке вызвала картина, названная поэтично и просто «Разговор у белой юрты». Тоже вроде пейзаж, но он не списан с натуры, а, если так можно выразиться, скомпонован.

Мне не раз доводилось наблюдать, как работает С. К. Янсон. Он же ждет вдохновения. Он ежедневно или на этюдах, или в мастерской. В процессе работы приходит к нему озарение, образ, мотив, которые он быстро набрасывает пастелью, карандашом или углем на бумаге. Затем пишется картина с использованием многочисленных, годами накопленных этюдов. Прибавьте к этому плотный мазок его кисти, свежесть порой неожиданных цветовых сочетаний и вы получите то, что именуется среди художников «палитрой художника Янсона». Но С. Янсон не только пейзажист, но и портретист. Портреты его художественны. Основной ключ к художественности портрета – в специфическом творческом даре его исполнителя. Зрителям нравятся особенно такие его работы, как «В суровом краю», «Мороз и солнце», «Горная вода», «Раздумье», «Песнь о золотом Алтае», «Женщина из Яломана», «Седые вершины», «Снова в родном краю». В этих портретах постигнуто главное – внешнее и внутреннее сходство портретируемых, их психология.

Показателен портрет «Женщина из Яломана». Варианты его разрабатывались на протяжении лет, меняясь в композиции, цветовом строе. Основа же – типичность образа – сохранилась, и теперь портрет этот один из самых лучших на выставке. Около него всегда много народа.

Истины ради следует сказать, что при всей значимости портретных работ художника все они свободны от весьма коварного и потому распространённого «костюмного» этнографизма. И все же лучшим из портретов присуще слияние индивидуальных и типических черт, выразительность жанровых характеристик. Таков, к примеру, двойной портрет – картина «Седые вершины», на которой удачно решены образы двух психологически противоположных друзей, отличающихся несхожестью характеров.

Чистой лирикой является натюрморты художника. Они взрывают чувства, приводят их в движение, не нуждаясь в усилениях рационалистического ума. На полотнах цветы – чаще всего полевые – наверное, от того, что по цвету они нежнее, чем домашние.

Говоря о мастерстве художника в создании натюрмортов, я бы хотел подчеркнуть важность начального этапа их создания – их постановку. Она у Янсона всегда мастерская и пронизана определенным жизненным пафосом. Она – связующее звено между самой жизнью и произведением искусства.

Особое место в творчестве С. Янсона занимает серия работ на темы «Мои ученики», «Мы здесь живем», «Н. К. Рерих». Наиболее состоявшимся сам художник считает триптих о Рерихе, в центре которого изображен сам Николай Константинович в мастерской в момент наивысшего вдохновения или озарения. Триптих побуждает нас задуматься о краткости человеческого бытия, о его миссии на земле, о вечности в своей неизменности природы, о радостях человеческого тела и бессмертии его ума и творчества.

Названная выставка стала хорошим предварительным отражением того творческого пути, который прошел художник. Она показала перспективы дальнейшего развития творчества С. К. Янсона. Стала своеобразным признаком и для самого художника, и для тех, кому она адресована. Выставка удачно интерпретировала то художественное явление, которое на сегодня устоялось и называется «Заслуженный работник культуры России», художник Сергей Карлович Янсон. Здоровья ему и вдохновения.

В. Чичинов, писатель.

 

 

f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_02.jpg f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_03.jpg f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_10.jpg f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_15.jpg f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_17.jpg f_150_100_15790320_00_images_News_092016_Jason_18.jpg 

 

Joomla SEF URLs by Artio